Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
НАУЧНЫЙ ПОЛК: ПОД КРЫЛЬЯМИ АНГЕЛА

НАУЧНЫЙ ПОЛК: ПОД КРЫЛЬЯМИ АНГЕЛА


12.05.2022

Калининградский филиал РУК
Залыгалин В.П.

Близнякова Людмила Константиновна – заслуженный и уважаемый человек в Светлогорске. Она награждена юбилейными медалями «50, 60 и 65 лет Победы в Великой Отечественной войне», «100 лет со дня рождения В.И. Ленина». В праздники на её груди можно увидеть медаль «За долголетний и добросовестный труд», значок «Отличник народного просвещения». Свою трудовую деятельность она начала 15 августа 1949 года в качестве учителя русского языка и литературы Светлогорской средней школы. Потом она работала завучем этой же школы (с 17.08.1959). С 28 марта 1961 года по 1.01.1975 года она успешно руководила Светлогорским городским отделом народного образования. Тогда в её подчинении находились две средних дневных школы (Светлогорская и Донская), одна вечерняя Светлогорская школа, три 8-летних школы (Светлогорская, Пионерская и Приморьевская) и одна начальная школа (пос. Отрадное).

На районной конференции в первом ряду: слева – вторая Мамаева Нелли Гавриловна, третья – Близнякова Людмила Константиновна. Вторая половина ХХ века.

Директор Донской школы Близнякова Л.К. (центр – в тёмной кофте) с учениками. 1975 г.

Светлогорск. 1954 г. Второй ряд: 2-й слева – Семёнов Александр Никитич (математика), 3-я – Лебедева Нина Фёдоровна (русский язык и литература), 4-й – Власов Сергей Фёдорович (директор), 5-я – Пименкова Тамара Иосифовна (завуч, история), 6-я – Чиркова Майя Андреевна (физика), 7-й – Дмитровский Алексей Захарович (русский язык и литература), 8-й – Кулаков Глеб Васильевич (история).

Много сил она отдала строительству средней школы в Донском, которую потом сама же и возглавила, воспитав за 5 лет большое количество учеников пос. Донское и близлежащих хуторов.
В 55 лет (14.06.79) она ушла на заслуженный отдых, но до сих пор продолжает заниматься общественной работой вот уже более 30 лет! Своим неутомимым многолетним трудом и энергией, бескомпромиссностью в борьбе за сохранение уникальных зелёных уголков любимого города, чистой совестью, высоким благородством и достоинством она несомненно заслужила не только почётного звания быть Почётным гражданином Светлогорска, но и тем, чтобы её имя было записано золотыми буквами в книге Памяти переселенцев Калининградской области 40-50-х гг. ХХ века.

Людмила Близнякова. 1947 г.

В Раушен (ныне – Светлогорск) Людмила Константиновна прибыла в середине июня 1949 года по перераспределению после окончания педагогического института им. Герцена (из Ленинграда, ныне – Санкт-Петербурга), получив специальность «Преподаватель русского языка и литературы». Когда 15.06.1949 года хрупкая 25-летняя учительница вышла из вагона на станции Кёнигсберг, то увидела на фоне возвышающихся развалин города две ж/д будки. Моросил мелкий дождь, как бы плача и сожалея судьбе новому жителю Калининградской области. В одной из будок располагалась касса ж/д вокзала для выдачи билетов, а в другой – камера хранения, которой она воспользовалась, положив на хранение два чемодана. Город лежал в развалинах от минувшей войны. Лишь центральные улицы были очищены от кирпича и мусора. Неподалёку был слышен шум работающего бульдозера, прочищавшего проезжую часть дороги.
Девушка вышла с вокзала и остановилась на трамвайной остановке и стала ожидать прихода транспорта. Увы! Она простояла на остановке более 3-хчасов,а трамвая всё не было! Вдруг к ней подошёл в гражданской одежде мужчина и сказал: « Я наблюдаю за Вами уже полчаса. Кого Вы ждёте? – Трамвая», – ответила она. Он же усмехнулся и спросил: «А Вам, девушка, куда надо пройти? – В Облоно» - ответила она – Давайте я Вас провожу!». Девушка согласилась, и они пошли в направлении ул. Дмитрия Донского. А в это время тучи сгустились на небе, и зарядил сильный дождь. Молодая девушка в белом лёгком платьице с накинутой на плечи красной махровой кофтой и в ленинградской обуви на довольно высоких каблуках несмело последовала за добровольным провожатым и, молча переступая через груды мокрого кирпича, проклинала прибалтийскую погоду.
Шли довольно долго. Слева и справа всё время обходили разрушенные во время войны здания с чудом сохранившимися немецкими вывесками, с которых угрожающе свисали огромные куски арматуры. Им часто приходилось сворачивать с очищенной дороги и идти по ведомой лишь знакомому провожатому тропинке, протоптанной местными жителями. В нескольких едва проходимых местах она чуть не упала и чудом не переломала себе ноги. Но всё прошло благополучно. Провожатый указал на огромное с красной черепицей здание и распрощался. Наконец перед взором девушки предстало длинное здание с каменным крыльцом. Зайдя в здание и спросив у дежурного, как пройти в Облоно (Областной отдел народного образования), девушка смело поднялась по лестнице на четвёртый этаж и постучалась в отдел кадров. В коридоре ожидали приёма ещё около 15 человек. Они почему-то боялись заходить? Одна девушка объяснила, что многие хотят, чтобы их отправили на работу в Калининград. Людмила, окинув всех проницательным и оценивающим взглядом, смело переступила порог «страшного» кабинета. В кабинете её встретила женщина и, усадив её на кожаное кресло, спросила о цели визита. Людмила вспоминает: «Мне не хотелось садиться, так как я боялась запачкать кресло: от дождя моё платье сильно намокло и имело множество красного цвета подтёков от кофты».
Намучившись от длительной поездки в поезде и «приключений» по городу, девушка расплакалась и стала просить, чтобы её отправили назад. Но женщина по-матерински обняла её, успокоила и предложила ей ехать в Раушен, дав направление для работы в среднюю школу.
Выйдя из административного здания, она посмотрела на небо: дождь смилостивился над ней и прекратился. Небо стало проясняться, а солнце начало слегка выглядывать из-за тучи. «Как добраться до вокзала, где оставила свои вещи?», – мелькнула у неё мысль. Но вблизи крыльца, с которого она только что сошла, она заметила стоявшую грузовую машину, возле которой копался в моторе водитель. Она решительным шагом подошла к нему, поздоровалась и спросила о месте нахождения вокзала. Разговорившись со словоохотливым водителем, девушка от него узнала, что он вот-вот поедет за вещами на вокзал. От такой удачи девушка не могла отвернуться…!
Через некоторое время она, довольная случаю, ехала в кабине водителя, осматривая разрушенный город, показавшийся ей городом-призраком: такой он был мёртвый, грудами наваленных гор кирпича, обломками от арматуры и сияющих проломов в домах. Ей не верилось, что здесь теплиться жизнь!
Наконец она была на «вокзале». С грустью и тоской в груди она медленно подошла к камере хранения и увидела свой поезд, который должен был через несколько минут отправиться в Ленинград. Но девушка мужественно справилась с эмоциями, забрала вещи из камеры хранения и вышла на привокзальную площадь.
Фортуна опять не отвернулась от миловидной девушки! Недалеко от вокзала стояла военная грузовая машина, водитель которой явно кого-то ждал. Девушка подошла к нему и, наудачу спросила его: « А Вы случайно не едите в Раушен?», – «Да, встречу пассажира и поеду через Раушен» - ответил он.- «А меня возьмёте с собой?» – «Возьму, но надо заплатить».
«Деньги – не главное», подумала девушка и сговорившись о цене, она села в кузов машины. «Вот эта удача! В один день в мою судьбу дважды вмешивается случай!» - подумала, удивляясь, девушка… Через 1,5 часа девушка высаживалась в Раушене. Водитель подал вещи с кузова. Затем он лихо спрыгнул с него и, спрятав в кармане 70 рублей, из имевшихся 100 у девушки, быстро влез в машину. Машина, издав гудок, газанула и быстро укатила в сторону Донского.
Девушка стояла на дороге, выложенной мелким камнем, и огляделась. Слева от неё раскинулось большое и красивое озеро. Вековые липы ласково покачивали своими кронами, отражаясь в прозрачной воде, и любовались неожиданной гостьей. Справа девушка увидела великолепный сквер с фонтаном. В огромной округлой чаше сидели две каменные лягушки, изо рта которых навстречу друг дружке лились струи чистой воды. Вода стекала из чаши к подножию фонтана, имевшего четырёхугольную каменную яму, наполненную водой. Вокруг фонтан был выложен плиткой и окружён многочисленными растущими по кругу туями. Со всех сторон стояли деревянные со спинками скамейки. Она села на скамейку, рядом поставив два тяжёлых чемодана, и задумалась, прислушиваясь к шёпоту ветра. «Куда идти дальше? Где располагается школа?» – терзали мысли девушку. Её платье немного обсохло, но красные подтёки на кофте предательски выдавали её трагическое состояние. Солнце было высоко в зените. Листва деревьев и кустарников едва шевелилась от лёгкого дуновения ветра, доносившегося со стороны озера.
Тут она увидела проходивших мимо сквера группу (до 10) молодых офицеров. Один из них явно обратил внимание на красивое, но измученное чем-то лицо девушки. Он подошёл к ней и спросил: «Девушка, что Вы здесь сидите?». – «Ищу школу», - последовал её ответ. Офицер объяснил ей, как, двигаясь по петляющей вдоль ручья дороге можно быстро выйти к школе, располагавшейся в старом немецком здании на ул. Балтийской (ранее - Зассауштрассе). «Я так обрадовалась, - вспоминает Людмила Константиновна. И тут же попросила «поохранять» свои вещи, пока я не вернусь!». Они согласились. Долго не раздумывая и доверившись офицерам, Людмила решительным шагом направилась в указанном направлении. Улица оказалась длинной и вдоль неё росли огромные деревья. Справа она увидела водяную мельницу, а среди зарослей бузины – странное одноэтажное здание-крепость, стены которого были облицованы огромными валунами, среди которых проглядывали окна. Проходя вдоль ручья, она наконец дошла до школы.
В фойе школы её встретила женщина, убиравшая полы. Она объяснила девушке, где найти директора (у любовницы), назвав адрес и предупредив: «Когда ты войдешь, то говори как можно громче: ты приехала по распоряжению Облоно устраиваться на работу в школу». Странная просьба девушку не особо волновала: видимо, она думала, что директор глуховат. Её больше волновали её вещи, оставленные у фонтана под присмотром отдыхающих в санатории офицеров. Она поспешила за своими вещами…
Дежурная по гостинице выдала девушке ключ от одноместного номера... Она тут же переоделась в сухое платье. Развесив для просушки вещи, она вышла для знакомства в город. Медленно шла она по центральной улице. И вдруг сквозь ветви деревьев она увидела полоску синего моря. Сердце девушки учащённо забилось, и она тут же подумала: «Как хорошо, что здесь есть море! Такое же огромное, как в Евпатории, где она родилась». Подойдя поближе к периллам серпантинного спуска к морю, девушка облокотилась на них и на несколько минут задумалась…
Вдруг из-за спины слышит громкий мужской возглас: «Люда! Как Вы здесь оказались?». Людмила повернула голову и увидела улыбающегося мужа своей подружки!..
Встреча оказалась очень неожиданной, но приятной. Знакомый показал ей весь город: прошлись по деревянному променаду, поднялись по лестнице вверх и пошли гулять по лесным улочкам города. К вечеру уставшая, но довольная, Людмила вернулась в гостиницу, в которую её разместил директор школы.
А на следующий день она впервые пришла в школу: началась долгая трудовая послевоенная жизнь Людмилы Константиновны Близняковой.
Особенно всех удивляло то, что маленькая девочка читала все стихи наизусть. В то время она читала наизусть всего «Евгения Онегина»! Бабушка поощряла такое стремление внучки, так как сама воспитывалась ранее в дворянской семье, где познала хорошие манеры поведения. Когда в молодости бабушке будущий супруг сделал предложение, то у неё было огромное приданое от дворянской семьи, где она жила: шифоньер, разная посуда, несколько ковров и прочее. «Меня отец приучил читать, он был грамотным и воспитанным человеком», - с нежностью об отце говорит Людмила Константиновна.
В комнате у Людмилы Константиновны висит на стене портрет красивого, молодого мужчины. Это – Константин Георгиевич – отец Людмилы Константиновны. «Я его просто боготворила, – говорит она. – Он был чудесным человеком, но судьба у него – трагическая… Он был офицером русской (царской) армии, но когда в 1917 году многие люди эмигрировали, он же остался в России, потому что не представлял своей жизни вне Родины. Уехали его родные, уехала любимая девушка, а отец стал служить революции. Несколько раз его приговаривали к расстрелу. Нашу семью отправили в Сибирь, но каждый раз в последний момент совершалось чудо, и мы все оставались живы. И всё же отец не выдержал напряжения, и в 1937 году его не стало. В комнату, где рыдала мама, опять ворвались люди в чёрных кожаных куртках, но отца арестовать уже было нельзя…». – На этом месте Людмила Константиновна задумывается надолго, а перед моими глазами проходит вся её жизнь…
Юность. В школе Люда училась с удовольствием, была очень активной. В компании, в которой она главенствовала, было две девочки и восемь мальчишек, но всегда все школьные дела выполнялись ими на «отлично». После окончания восьмого класса Люда поехала к дяде в Ленинград (ныне – Санкт-Петербург), чтобы там окончить школу и поступить в институт.
В июне 1941 году она успешно окончила 9-й класс. В школе состоялся выпускной балл. Многие выпускники школы были тайно влюблены в черноволосую с карими тёмными глазами южанку. В это время она жила у дяди Стёпы в Ленинграде. На выпускном вечере два брата-близняшки обратили внимание на стоявшую вдоль стены Людмилу. Они подошли к ней и спросили: «Девушка, как Вас зовут? Откуда Вы?». – Она им ответила: «С Кавказа!». Так завязалось их знакомство. После выпускного бала они проводили Люду до самого порога её дома.
На следующее утро будит её жена дяди Стёпы и говорит странным голосом: «Люда, проснись! Война!»… Так она впервые вместе со всей страной узнала о начале войны. Они ещё не знали, что она продлится 1418 дней и ночей (почти 4 страшных года)!
Весь её класс пошёл в военкомат, чтобы записаться добровольцем на войну. Они были довольно хорошо к ней подготовлены: знали устройство винтовки, участвовали в стрельбах за почётное звание «Ворошиловский стрелок», занимались спортом. Но в военкомате им отказали, сказав: «Комедии не стройте, сидите дома. Когда надо будет, призовём. А пока учитесь…Только от соски матери оторвались, а уже рвётесь уже на фронт!», - возмущался военком.
Поэтому дядя Стёпа отправил Люду на каникулы в Крым, где жили её родители.
Прощание с Людой проходило на перроне вокзала. Посадив её в купейный вагон поезда, направлявшегося на Джанкой, он сказал ей, что её будет сопровождать знакомый ему офицер по переподготовке офицерского состава.

Немцы уже бомбили Крым. Поэтому в Евпаторию приехала бабушка и забрала Люду в деревню Ново-Царицыно (ныне – Садовая), где ещё до войны жила и училась она, заканчивая 8 классов. Ново-Царицыно было до войны большой деревней. Рядом с ней располагалась Новониколаевка. Бабушку звали Анна Петровна, а дедушку – Пётр Корнеевич. Мановы были великими тружениками. Они имели добротный дом. В хозяйстве держали корову, кроликов. В саду выращивали абрикосы, виноград, арбузы.

Калининград (бывш. – Кёнигсберг). Люда успешно окончила институт, и её пригласили учиться в аспирантуре, но жить впроголодь она устала, и к тому же, ей так хотелось новых впечатлений. На распределении ей предложили три города: Мурманск, Хабаровск и Кёнигсберг (так ещё называли Калининград). Ей, южанке, было страшно ехать в холодные края, поэтому она решила: «Буду работать в Кёнигсберге». 15 августа 1949 года она приехала на товарный вокзал Калининграда. Из вагона она вытащила два тяжёлых чемодана (в одном из них – книги, в другом – вещи) и осмотрелась. Вокруг было поле, заросшее бурьяном и две будочки – касса и камера хранения. Сдав чемоданы, Люда растерянно оглянулась и поняла, что ей спросить не у кого…Впереди её ждала прекрасная и любимая работа – учить детей переселенцев со всей многострадальной России…


Возврат к списку