#Психолог_РУК
Продолжим разговор о социально-психологической дезатаптации
Социально-психологическая дезадаптация у детей и подростков в ситуации насилия и жестокого обращения может проявляться в стрессовых реакциях, тревожности, депрессии, низкой самооценке, социальном отвержении, проблемах в обучении и коммуникации, трудностях в построении доверительных отношений и социальной интеграции. Дезадаптация может также привести к развитию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) или агрессивного поведения.
Важно своевременное вмешательство, включающее профессиональную помощь специалистов (психологов, социальных педагогов, врачей, социальных работников и др.), а также поддержку семьи и окружающего сообщества, чтобы преодолеть последствия насилия и способствовать адаптации ребенка или подростка.Риски, связанные с социально-психологической дезадаптaцией
▪️ Психосоматические заболевания (ребёнок начинает болеть и просто не ходить в школу, получая вполне надежные медицинские справки)
▪️ Различные виды отклоняющегося поведения
Во время взаимодействия с ребенком важно обращать внимание на проявления психоэмоционального и/или нервно-психического напряжения, которые могут дополнительно указывать на признаки социально-
психологической дезадаптации.
Психоэмоциональное напряжение — это состояние организма, характеризующееся повышенным уровнем стресса, тревоги и эмоциональной нестабильности. Оно может возникать в ответ на различные стрессовые факторы, психоэмоциональные нагрузки, кризисные и опасные ситуации, и проявляться через такие симптомы, как раздражительность, усталость, снижение концентрации внимания и работоспособности, нарушение сна, а также физическими проявлениями, такими, как учащенное сердцебиение, потливость или мышечное напряжение. Длительное психоэмоциональное напряжение может негативно влиять на физическое и психическое здоровье ребенка, поэтому важно своевременно предпринимать меры для его снижения и поиска способов управления стрессом.
Во время взаимодействия с ребенком или подростком рекомендуется
● Учитывать динамику и протяженность проявления признаков социально-психологической дезадаптации ● Обсудить на психолого-педагогическом консилиуме с другими учителями, ведущими разные предметы в этом классе, и специалистами школы возможные варианты индивидуальной помощи ребенку с целью преодоления учебных трудностей, либо необходимость разработки индивидуального учебного плана до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех
● Дать почувствовать ребенку, что его состояние, отличающееся от обычного, замечено, и учитель открыт к тому, чтобы оказать поддержку, если ребенок в ней нуждается: ● Мне кажется, что тебя что-то беспокоит или у тебя что-то происходит. Если тебе нужно поговорить, я всегда готов (а) тебя выслушать.
● Я очень беспокоюсь о том, что с тобой что-то происходит. Мы могли бы поговорить и подумать над решением ситуации. ● Возможно, тебе самому (ой) сейчас нелегко, давай вместе подумаем, что с этим можно сделать.
● Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным (ой), у тебя что-то случилось? ● Способствовать формированию у ребенка устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где ребенок мог бы почувствовать ситуацию успеха. Это может быть включение ребенка в коллективно-творческую деятельность, школьное самоуправление, кружки дополнительного образования
● Организовать общеклассные мероприятия с использованием интерактивных форм работы для сплочения класса и создания благоприятного психологического климата ● Организовать взаимодействие с педагогом-психологом и социальным педагогом для коррекции воздействия негативных факторов, повлекших социально-психологическую дезадаптацию
● Привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. Помните, что ребенок может скрывать школьные события от родителей. Старайтесь наладить доверительные отношения с родителями своих учеников
КУДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ
Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно)